Откуда электромобили попадают в Украину. И какие были в ТОПе в 2017 году
В Украину в 2017 году завезли 2,5 тыс электромобилей, большинство из которых из США. 2400 из них уже с пробегом. В 2017 году в Украине вдвое выросло количество регистраций электромобилей – до 3 265 авто. Ожидается, что в 2018 году количество автомобилей на электротяге вырастет еще минимум вдвое из-за отмены уплаты НДС и акциза.
Хотя эффект от этого оказался меньшим ожидаемого, поскольку из-за сильного спроса со стороны Украины цены на электрокары выросли на аукционах в США.
Анализ рынка электрокаров в Украине, проведенный изданием БизнесЦензор, показывает откуда, какие и в каком состоянии импортировали электромобили в Украину, а также представляет рейтинг крупнейших импортеров.
Сколько завезли?
В прошлом году в Украину было импортировано 2,5 тыс. электромобилей. Их общая таможенная стоимость составила $20 млн.
При этом, стоит учитывать, что импортеры уменьшают реальную стоимость автомобилей для оптимизации таможенных платежей - указывают, что автомобиль был в ДТП или с плохой батареей. Поэтому в реальности общая стоимость ввезённых электрокаров минимум в два разы выше.
Откуда завезли?
Электромобили в Украину везут в подавляющем большинстве из США – 2038 электрокаров за 2017 год. Из Германии было импортировано 125 электромобилей, Японии – 81, Франции – 56, из Кореи и Мексики по – 40
США являются лидером, потому что там они дешевле – правительство возвращает покупателю нового электрокара 30% его стоимости. В США посредники выкупают электрокары на аукционах. Это все б/у электромобили, которые эксплуатировались в прокатных компаниях, продавались в кредит или лизинг. Очень часто они продаются после ДТП.
Какие модели?
В первую очередь это почти всегда бывшие в употреблении автомобили – 2400 из общего количества 2500. Новые электромобили импортировали в основном официальные диллеры.
Главная модель – Nissan Leaf. В 2017 году их завезли больше 2 тыс. штук. Прибывающие в Украину Leaf, собираются на заводе в США, их американские посредники выкупают на страховых аукционах.
На втором месте Tesla в количестве 130 штук. Больше 90% ввезенных автомобилей – б/у. на третьем – BMW i3, в 2017 году в Украину их ввезли 60 штук. Из них новые – 50%.
Автодилеры также ввезли Fiat 500E (50 штук), Ford Focus Electric (40 штук), Smart Fortwo (37 штук), Mercedes-Benz модели B-Class Electric Drive (32 штук), электрокары Renault в количестве 30 штук, из которых 10 автомобилей для бизнеса Renault Kangoo Z.E.
Кроме того, было импортировано 27 электромобилей Hyundai Ioniq Electric, 22 авто Volkswagen E-GOLF, 14 штук Toyota RAV4 EV, 8 электромобилей Chevrolet SPARK EV и два Chevrolet Bolt, который считается самым дальнобойным среди бюджетных электрокаров – с запасом хода в 380 км.
Кто ввозит? 5 крупнейших импортеров
Стоит отметить, что половина электрокаров в прошлом году была ввезена в Украину физическими лицами. Среди них около 50% составляют серийные автодилеры. Такие физлица проводили через таможню по 4 – 5 машин и более. Остальные ввозили по одному автомобилю, предположительно, для себя.
Крупнейшим импортером электромобилей в 2017 году была харьковская компания "Тесла Моторс". Она ввезла 227 электромобиля. Владелец компании также является директором автодилера " "Автоэнтерпрайз", которая продает электромобили Chevrolet, BMW, Nissan, Volkswagen, Tesla и Toyota. Также компания развивает собственную сеть зарядок электрокаров – больше 1300 станций по всей Украине.
Компания "Электромобили" завезла в Украину 151 электромобиль. Автодилер "Автолегенда" в 2017 году импортировал 92 автомобиля. Компания "Электрокарс Авто" импортировала 61 автомобиль. Компании "Валд Хорс" и "Эдисон Моторс" ввезли в прошлом году 56 и 53 автомобиля соответственно. Вторая компания также является владельцем ООО "Эко Такси" – сеть такси на электромобилях в Харькове.
Интересно, что официальный дилер продукции немецкий автопроизводителей "Авт Бавария Украины" находится только на 10 месте. За год он импортировал 33 автомобиля BMW- i3.