Распространение электромобилей угрожает спросу на нефть
Компания Carbon Tracker выпустила онлайн калькулятор, с помощью которого можно рассчитать, насколько распространение электромобилей приведет к сокращению потребления нефти в глобальном масштабе.
С помощью инструмента «EV Oil Displacement Tool» можно оценить вероятное влияние на спрос на нефть различных сценариев внедрения электромобилей. Он позволяет по-разному комбинировать три переменные: количество электромобилей в мировом парке, среднегодовой рост пробега на электромобиль, среднегодовой темп роста эффективности двигателя внутреннего сгорания.
Сначала посмотрим на структуру потребления нефти, в том числе в рамках транспортного сектора:
Carbon Tracker отмечает, что прогнозы распространения электрического транспорта, публикуемые нефтегазовыми корпорациями, являются весьма консервативными. Например, если взять планы развития только китайских автопроизводителей и концерна Volkswagen, они в сумме превзойдут цифры из сценариев нефтяников и газовиков, а ведь еще существует масса других производителей. По расчетам Carbon Tracker, прогнозы нефтегазовых гигантов на 70-250% скромнее, чем плановые показатели автомобильной индустрии.
Авторы рассматривают новейшие сценарии МЭА, ОПЕК, BP, ExxonMobil, BNEF, собственный сценарии (CTI) и ряд других.
Обзор прогнозов темпов распространения электромобилей представлен на следующем графике:
Опубликованное исследование свидетельствует, что распространение электромобилей может остановить рост потребления нефти на земле во второй половине 2020-х годов («пик нефти»).
Как показано на графике, в самом агрессивном сценарии от Carbon Tracker прогнозный рост потребления нефти от МЭА полностью перекрывается снижением потребления в результате распространения электромобилей в 2027 году.
При этом, разумеется, количество электромобилей в мировом парке – это основная (из вышеуказанных трёх) переменная, определяющая объемы сокращения потребления нефти.
Что касается роста километража пробега на электромобиль, обусловленного распространением моделей совместного использования и другими факторами, расчёты авторов показывают, что при самом высоком темпе роста этого пробега (4% в год), для снижения потребления нефти на 1 млн баррелей в день к 2030 г потребуется всего 48,9 млн. электромобилей (речь идёт о вкладе только данного фактора — без учета других).
Расчёты Carbon Tracker говорят, что при самых оптимистичных на сегодняшний день прогнозах развития электрического транспорта потребление нефти может снизиться на 8 млн баррелей в день еще до 2030 года.
Последние инвестиции нефтяников подтверждают, что сырьевые компании всерьез воспринимают риски распространения электромобилей и хотят «оседлать волну». И BP, и Shell уже приобрели крупные активы в секторе технологий зарядки электромобилей.